Любой пользователь Интернета знает, что такое «спам». Сам термин обозначает массовую, часто анонимную, навязчивую рассылку по средствам почтовых агентов, форумов и т.д. Впервые этот термин в современном понимании появился в 1993 году. Его появление повлекла обычная ошибка одного из администратора компьютерной сети. Он написал программу, которая при сбое разослала две сотни идентичных сообщений. Получатели сообщений были весьма недовольны и быстро нашли подходящее название для этого события – «спам».  В дальнейшем понятие этого слова обрело следующее значение: спам – это многочисленная рассылка рекламной, политической и коммерческой информации или частных объявлений пользователям, которые не желают получать подобные сообщения. Существуют исключения для таких рассылок, которые описаны в законодательстве каждой отдельной страны. К ним относятся:  сообщения о приближении стихийных бедствий, призыв о мобилизации при чрезвычайных положениях и т.д.

Чаще всего спамер применяет рассылку писем по средствам электронной почты, но возможны и варианты в виде спама в ICQ, соцсетях и т.д. Наиболее распространенными видами спама являются:

- Реклама. Способ рассказать о своем новом товаре или проходящей на данный момент акции для большинства компаний. Преимущества такого вида рекламы – низкая стоимость.

-Реклама незаконных товаров и услуг. То, что ограничено товаром и не может быть прорекламировано другим способом. Например, порнографические материалы, лекарственные препараты, неразрешенные в широкой продаже, нелицензионное программное обеспечение, важная закрытая информация и т.п.

- Антиреклама. Реклама, при которой оскверняется имя конкурентов или их товары. Такая реклама запрещена законом о рекламе.

- Мошенничество под названием «нигерийские письма». Это сообщения, которые призывают к получению денег от получателя этого письма. В начале, самое большое количество таких писем было получено из Нигерии, отсюда и их название. С целью этих чисел с человека пытаются выманить не малую сумму денег, под предлогом помощи в осуществлении каких-либо сделок, покупок и т.д.

- Фишинг. Под прикрытием крупных серьезных организаций, отправители таких писем пытаются узнать номера банковских или других счетов и пароли, для дальнейшего взлома.

-  Массовые рассылки писем, содержащих компьютерные вирусы.

- Письма от мошенников с просьбой о помощи в лечении тяжелобольных людей и т.д.

Лицо, занимающееся рассылкой, содержащей  любую  вышеперечисленную информацию, называется спамер. Он может осуществлять рассылку по средствам сети Интернет, локальным сетям, мобильной связи. Отношение к людям, занимающимся отправкой спама, весьма негативное. В большинстве стран спамеров причисляют к преступникам. В некоторых случаях за их действия начисляются крупные штрафы или же им назначают уголовное наказание.
Существует два вида спамеров: профессионалы и наивные люди.

Профессиональный спамер имеет в своем распоряжении большую базу с адресами для рассылки. За небольшую плату он  может разослать огромное количество вашей рекламы по всему миру. Часто спамеры не делают рассылки со своих компьютеров, а предпочитают заказать подобную услугу у тех, кто содержит ботнеты (компьютерные сети с несколькими хостами, на которых запущено автономное программное обеспечение, называемое ботами).

Что касается наивных людей, то это категории школьников, блондинок и других людей, способных поверить содержанию письма и даже поддержать дальнейшую рассылку. Такие рассылки неоправданно загружают и загрязняют информационное пространство, которое может привести даже к сбоям в работе.

Спамер использует в свое работе три вида спам-рассылок:

- анонимная – эти рассылки осуществляются автоматически, не имеют обратного адреса, т.к. в основном он скрыт или фальсифицирован.

- массовая – это те рассылки,  которые приносят прибыль спамерам. В основном они носят коммерческий характер.

- непрошенная – рассылки на различные подписки и участие в конференциях.

Несмотря на то, что многих из нас порой откровенное раздражают действия спамеров, именно с помощью него мы часто узнаем о предстоящих акциях тех или иных компаний. Нельзя отрицать, что спам приносит экономическую выгодность тем, кто его заказывает. Пока выгодность превосходит средства на борьбу с ним, спам будет существовать. Можно постараться частично ограничить себя от нашествия спамеров, но побороть его самостоятельно однозначно не выйдет.

Наиболее надежный способ борьбы с нежелательными рассылками — это затруднить доступ к своему электронному адресу и номеру телефона мобильной связи. Отказаться от услуг, которые рекламируются при помощи спама. Можно также использовать фильтры писем, которые приходят к Вам на почту или специальные программы — спам-фильтры. Существуют и другие виды защиты, например помещение адресов спамеров в черные списки и тому подобное.

Кстати, это тоже интересно:

  1. Письмо счастья
  2. Антиспам