Рассылка спама является довольно прибыльным делом для тех, кто им занимается. Хотя и спам-рассылки доставляют массу неприятностей пользователям, умирать и почить в бозе они совсем даже не собираются. Постоянно выпускается новое программное обеспечение, призванное бороться с нежелательными рассылками по электронной почте, но в общем ситуацию можно оценить так, что данное программное обеспечение функций своих на все 100% не выполняет.

При разработке антиспам-программ в настоящее время используются два метода определения нежелательной корреспонденции: распределенный и процедурный.

Процедурный метод проверки корреспонденции на спам заключается в том, что проверке подвергается отправитель сообщения, при этом некоторыми особыми способами определяется, не является ли отправитель ботом. Эта система носит название системы с запросом к отправителю сообщения. При использовании данного метода анализа получатель получает отправленное ему письмо только в случае, если отправитель правильно ответит на запрос, посланный ему антиспам-фильтром. Посылаемые запросы существуют трех видов: запрос для интеллекта человека, запрос на проведение вычислений и денежный запрос.

Первый вид запросов основывается на отправке отправителю письма картинки с надписью в виде рисунка (капчей), которую компьютер прочитать не сможет, а человек – запросто. При втором виде запросов отправителю письма отправляется запрос на решение какой-либо головоломки. Метод с платежами основан на том, что отправителю письма предлагается перечислить получателю небольшую сумму денег (несколько центов).

Еще одним способом борьбы со спамом является создание недолговременных почтовых ящиков или ящиков с функцией их временного отключения.

Распределенный метод обнаружения спама заключается в анализе самого сообщения: по адресу отправителя, по количеству корреспондентов в поле для отправки, оформлению письма, по его смыслу и т.д.

Формальные методы определения спама состоят в использовании черных и белых списков корреспондентов. Если письмо приходит без спама, отправителя заносят в белый список, если же со спамом – то в черный и впоследствии все сообщения с данного адреса блокируются. Либо же в белый список добавляются только проверенные корреспонденты, письма же от всех прочих блокируются.

Таковы основные методы, реализуемые в программах для фильтрации нежелательной корреспонденции.