Blender – это кроссплатформенный программный пакет для создания и редактирования трехмерной графики, распространяющийся как свободной программное обеспечение (вместе с исходными кодами). Данный пакет позволяет создавать и редактировать трехмерные модели, анимацию, проводить рендеринг и обработку видео, и помимо этого, поддерживает создание трехмерных анимированных интерактивных игр.

Программа Blender была разработана студией анимации из Нидерландов NeoGeo и использовалась ею как рабочий инструмент при создании анимационных фильмов. В 1998 году автор программы Тон Розендаль ушел из NeoGeo и основал компанию Not a Number с целью дальнейшего продвижения своего продукта. В то время программа распространялась по лицензии Shareware. В 2002 году данная компания признала себя банкротом. По предложению автора Blender кредиторы компании согласились на распространение данной программы по лицензии GNU GPL в обмен на 100 000 евро. Начался сбор пожертвований, и менее чем за полгода необходимая сумма была набрана. С тех пор Blender распространяется как свободное программное обеспечение.

blender

blender

Особенностью данного графического пакета является маленький размер установочного дистрибутива – всего около 50 мегабайт, но при этом пользователю необходимо учитывать, что в стандартную поставку не входит подробная документация и демонстрационные примеры, их необходимо скачивать и устанавливать отдельно.

Основными функциями пакета Blender являются:

  • Поддержка геометрических примитивов (их существует большое количество в демонстрационных примерах), включая сюда полигональные модели и систему быстрого моделирования, кривые Безье, поверхности, метасферы, шрифты векторного формата и скульптурное моделирование.
  • Универсальные и многофункциональные механизмы проведения рендеринга, включая встроенную интеграцию с внешним рендером.
  • Анимационные инструменты – инверсная кинематика, скелетная анимация, сеточная деформация, анимация по кадрам, нелинейная анимация, редактирование весовых коэффициентов вершин, ограничители, динамика мягких тел (включая сюда определение коллизий объектов), динамика твёрдых тел, система волос на основе частиц и система частиц с поддержкой коллизий.
  • Поддержка Python для автоматизации процессов, организации системы логики при программировании игр и в качестве средства создания прототипов и инструментов.
  • Поддержка базовых функций создания и редактирования видео.

Весьма полезной функцией программного пакета Blender является возможность создания так называемых .blend-файлов – файлов, в которых можно сохранить настройки рабочей среды, все сцены, объекты, изображения и эффекты. При использовании данного типа файлов пользователь при загрузке получает именно ту рабочую среду и тот проект, что сохранил.

Однако преобразование .blend-файлов в другие форматы невозможно, так как это скорее дамп памяти работы программы, чем сохраненное изображение.

Однако возможность экспорта отдельных изображений в другие форматы в пакете к счастью присутствует: существует возможность пересылать изображения в форматы obj, dxf, stl, 3ds.

Blender является программой, довольно сложной для изучения и использования. Большинство функций имеют сочетания «горячих клавиш», и если учитывать их количество, то не сложно и запутаться. Но в новых версиях графический интерфейс стал более развернутым, и эта проблема стала теперь довольно просто решаемой.

Пользовательский интерфейс программы постоянно улучшается и изменяется в сторону гибкости и логичности.

Хотя пакету Blender еще и довольно далеко до некоторых коммерческих программных продуктов, но в то же время его графический интерфейс считается одним из самых функциональных и новаторских. Он состоит из одного или нескольких экранов, которые могут быть разделены на секции и подсекции, которые, в свою очередь, могут быть любой частью интерфейса Blender. Пользователь программы имеет полную возможность контроля над всеми элементами интерфейса, что делает довольно простой и легкой его настройку для выполнения конкретных задач.

С момента открытия исходного кода программы Blender претерпел значительные улучшения в лучшую сторону, ведь процесс добавления новых возможностей стал более легким.

Несмотря на некоторые недостатки и недоработки: невозможность моделирования на основе N-Gon, методы численного измерения, невозможность изменения сочетаний «горячих клавиш» без модификации исходного кода программы, ограничения по совместимости с другими форматами, слабую документированность (данная проблема уже практически решена), Blender является довольно перспективным проектом и составляет довольно сильную конкуренцию многим коммерческим программным продуктам схожей функциональности. Плюс ко всему прочему он является бесплатным.

Кстати, это тоже интересно:

  1. Gimp
  2. IfranView
  3. OpenOffice.org бесплатный офис
  4. VLC media player
  5. XChat